Президент РАО Ольга Васильева - о том, какие исследования нужны российской школе
В прошлом году РАН и Российская академия образования подписали соглашение о сотрудничестве. Это важный шаг, позволяющий объединить накопленный опыт и потенциал двух академий. О будущем педагогической науки рассказала президент РАО Ольга Васильева.
Ольга Юрьевна, какие исследования важны школе прямо сейчас?
Ольга Васильева: Все, что касается здоровья детей. Это было востребовано всегда, но сегодня - особенно важно. Почему? Цифровизация меняет образование, и то, как эти изменения отражаются на ребенке, ученые только начинают понимать. Например, наши психологи провели исследование дневной сонливости школьников. Оказалось, что у 21% мальчиков и 39% девочек - выраженная дневная сонливость. И это при норме 9 часов сна у подростка 11-14 лет.
Учебные перегрузки, неправильное распределение времени, компьютерные игры и соцсети уменьшают продолжительность ночного сна. А это плохо сказывается на успеваемости. И наши ученые исследуют, как связано обучение и способность воспринимать информацию с проблемами со сном. Это пример одного из междисциплинарных исследований, на стыке гуманитарных и естественных наук. Таких будет становиться все больше.
Я не случайно делаю акцент на здоровье детей. Мы "пересобрали" Координационный совет РАН и РАО "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи", провели первое публичное его заседание в новом составе, где определили приоритетные направления работы. Среди них, например, "Междисциплинарные исследования в сфере физического, психоневрологического, когнитивного здоровья и развития детей, подростков и молодежи", "Педагогические, психологические, психофизиологические и медицинские исследования в интересах совершенствования образовательных технологий личностного развития обучающихся", "Научные основы технологий здоровьесбережения в процессе образования" и другие. Над этими темами вместе работают ученые РАН и РАО, академики, очень сильные коллективы.
А если молодой аспирант - педагог только выбирает свою тему, что ему посоветовать?
Ольга Васильева: Темы исследований аспирантов и докторантов зачастую выбираются научными руководителями, исходя из предыдущего накопленного опыта. И оказывается, что такие актуальные темы, как интерактивное обучение, волонтерство, взаимодействие семьи и школы, академическое письмо, наставничество и другие, недостаточно представлены в диссертационных исследованиях. Но государство и общество заинтересованы в том, чтобы исследования в области наук об образовании были направлены на решение педагогических задач настоящего и будущего.
Чтобы помочь нашим коллегам на местах, ученые РАО вместе с Высшей аттестационной комиссией и диссертационными советами по педагогике и психологии со всей страны провели огромную работу по отбору актуальных тем для диссертаций. Мы выявили то, что системе образования нужно "прямо здесь и сейчас". Перечень этих тем доступен на сайте РАО и ВАК и направлен во все профильные диссертационные советы страны. Это, конечно, рекомендация, но любой аспирант и научный руководитель, выбирая тему, может "подсмотреть" ее там и быть уверенным, что его работа будет полезна и востребована.
Важно: перечень тем - не "застывшая форма". Он постоянно уточняется и обновляется.
Добавлю, что наши ученые также разработали "Критерии доказательности педагогических диссертационных исследований" и методические рекомендации к ним. Документы уже направлены во все научные и образовательные организации нашей страны. Это сложная и необходимая работа, которая позволит повысить качество защищаемых работ. Мы рекомендуем использовать их при подготовке, защите и экспертизе диссертаций в сфере наук об образовании: аспирантам и докторантам, научным руководителям и консультантам, преподавателям в аспирантуре при подготовке образовательных программ по методологии научных исследований, членам диссертационных советов.
В прошлом году РАО также возродила собственную аспирантуру, и впервые за много лет открыла прием. Для кого она?
Ольга Васильева: У нас открыт набор в аспирантуру по двум специальностям: "Общая педагогика, история педагогики и образования" и "Методология и технология профессионального образования".
Почему это так важно? Вспомним историю создания РАО. Одной из ее обязанностей прямо в Постановлении Совета Народных Комиссаров СССР от 6 октября 1943 года была обозначена подготовка "через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии".
Только подумайте, в 1943 году, когда до победного мая еще почти два года, руководство и ученые думают о будущем, о прорыве во всех областях науки и производства, поэтому проявляется такая забота о подготовке научных кадров.
Сегодня мы возродили эту традицию. Обучение в аспирантуре РАО - возможность получить неоценимый опыт общения с известными учеными, научиться качественно на основе современных подходов вести исследования. При этом поступить к нам могут выпускники специалитета и магистратуры, здесь мы ничем не отличаемся от любой другой аспирантуры.