Знания плюс навыки. Компании выбирают сотрудников не только по образованию, но и по умениям

Сегодня большинство российских компаний так или иначе взаимодействуют с высшими или средними учебными заведениями.

Согласно данным службы исследований Career.ru, целью такого взаимодействия работодатели называют поиск студентов с большим потенциалом. И решают одновременно несколько актуальных задач: пополнение кадрового резерва, привлечение студентов на практику и повышение узнаваемости бренда компании на рынке труда.

В то же время, как отмечают эксперты, технологические компетенции, предлагаемые системой профессионального образования, все еще не вполне соответствуют требованиям актуального рынка труда даже на региональном уровне.

При этом сохраняется противоречие между ценностью человека для экономики и его социальным статусом, поскольку социальный статус профессии во многом определяется формальным уровнем образования ее носителей.

Так, например, по словам научного руководителя НИУ "Высшая школа экономики" Ярослава Кузьминова, превышение средней зарплаты после вуза над средней зарплатой работника со средним специальным образованием - так называемая "образовательная премия" - в РФ после университетского диплома составляет 60 процентов, после техникума - 10. А программа подготовки рабочих в колледже показывает даже "отрицательное" значение, поскольку дает работнику меньше дохода, чем если бы человек ограничился только школьным образованием. Этим мы отличаемся от европейских стран, например, где при получении среднего специального образования преимущество достигает 30 процентов.

На этом фоне также стоит учитывать и новые реалии рынка труда, связанные с цифровой трансформацией экономики.

По прогнозам специалистов рынка занятости, уже в этом десятилетии такие отрасли, как металлургия, нефтехимия, транспорт, производство резины, стройматериалов, вследствие перехода на "цифру" могут существенно сократить потребность в трудовых ресурсах.

Причины - автоматизация и роботизация, внедрение технологий безлюдного производства, которые позволяют экономить как на материалах для производства, так и на технологических и управленческих операциях. Подобные изменения рынка требуют соответствующего гибкого подхода и в системе подготовки кадров, в частности в бакалавриате.

Здесь все больший акцент будет смещаться в сторону прикладного бакалавриата, где первые два года дают общее образование, а последующие - профессиональное. Такие программы способны существенно сблизить образовательный и социальный статус квалифицированного работника и выпускника вуза. В абсолютном большинстве стран такие программы уже заместили основную часть среднего профессионального образования.